Историческая справка

Планируемая V Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы математики и информатики: теория, методика, практика» направлена на реализацию важной государственной задачи – развитие фундаментальных и прикладных направлений и инноваций в области математики и информатики, совершенствование качества математического образования в Российской Федерации.

Основная целевая ориентация – создание условий для научного общения представителей фундаментальных и прикладных направлений в области математики, информатики и методики их преподавания, позволяющих исследователям обсуждать с коллегами свои идеи, полученные факты, теоретические построения, что обеспечивает возможность сближения, диалога культур – математической, информационно-технологической и гуманитарной, размывания демаркационных линий между ними.

Конференция знаменует собой важные вехи, связанные со становлением математической науки в Липецком крае и в Елецком государственном университете им. И.А.Бунина.

1. В апреле 2019 года исполнится 150 лет со дня рождения Сергея Алексеевича Чаплыгина (1869-1942) – известного отечественного ученого, академика АН СССР, крупного специалиста в области теоретической механики, одного из основоположников современной гидро- и аэродинамики. Сергей Алексеевич является славным представителем Липецкого края, чья фамилия увековечена в названии города, входящего в состав Липецкой области. Родился Сергей Алексеевич в городе Раненбурге, переименованном в 1948 г. в город Чаплыгин. Окончив в 1886 году воронежскую гимназию, поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, собираясь стать чистым математиком. Но под влиянием профессора Н. Е. Жуковского занялся гидро- и аэродинамикой. В 1890 году, получив диплом, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Научное наследие, оставленное Сергеем Алексеевичем в области теоретической механики и прикладной математики, разнообразно и очень значимо. Он решил ряд сложнейших проблем аэромеханики и авиации. Его исследования во многом способствовали развитию теории устойчивости крыла. Предложенный им метод приближенного решения задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений 1-го порядка принадлежит к важнейшим достижениям мировой математической мысли. Города Елец и Чаплыгин связывает не только территориальная принадлежность к одной области, но и еще один факт, имеющий отношение к истории математического образования в нашем крае. После решения о реорганизации педагогического института в Чаплыгине в середине 50-х годов XX века (история которого берет свой отсчет с 1918 г.) большая группа математиков, среди которых наиболее известными стали В.Ф.Гузняев и К.А. Рупасов, перебралась именно в город на реке Быстрая Сосна. С этого периода ученые стали преподавателями высшей математики Елецкого государственного педагогического института (сейчас ЕГУ им. И.А. Бунина) и внесли ощутимый вклад в становление математического образования в Ельце.

Фото.1. Дом, в котором родился выдающийся ученый России, Сергей Алексеевич Чаплыгин.

2. В 2019 году исполняется 80 лет со дня образования физико-математического факультета. Физико-математический факультет – старейший факультет Елецкого государственного университета. В 1939 г. был создан Елецкий учительский институт. А к февралю 1940 г. в учебном заведении окончательно формируются структурные подразделения – выделяются кафедры и назначаются их руководители, уточняется штатное расписание. Вначале были открыты 3 отделения: историческое, филологическое, физико-математическое. Физико-математический факультет расположился в здании, построенном в 1874 году архитектором А.С. Каминским и помнящем дореволюционных гимназисток (см. фото 2). Факультет принял елецких студентов, которыми стали молодые люди, приехавшие из сел, деревень и небольших городов областей Центрального Черноземья (Орловской, Курской, Воронежской).

На кафедре физики и математики был подобран прекрасный преподавательский состав. Особо выделялись профессионализмом Александр Иванович Петров и Александр Дмитриевич Даев. А.И. Петров – выходец из знатного купеческого рода. Еще до революции в 1906 г. он окончил Московский университет. Александру Ивановичу посчастливилось быть учеником знаменитого физика, специалиста в области аэродинамики, «отца русской авиации» Н.Е.Жуковского. А.И. Петров преподавал математику сначала на елецком рабочем факультете, а затем в учительском институте. Выпускники учительского института с большой теплотой и восхищением вспоминают удивительные лекции этого педагога по высшей математике (в том числе по аналитической геометрии), его аккуратные записи на доске, выполненные отточенным каллиграфическим почерком. А. Д. Даев ― представитель знатного рода елецких купцов Деевых (очевидно, в годы революции Александр Дмитриевич намеренно изменил букву в фамилии). Так же, как и Петров, Даев до революции учился в Московском университете у Николая Егоровича Жуковского. Впоследствии уже своим ученикам он рассказывал следующий яркий эпизод, произошедший в его студенческую бытность. Однажды Александр сдавал экзамен по физике самому Жуковскому. Экзаменатор слушал и стал засыпать. Студент, заканчивая свой ответ, ошибся. В этот момент Жуковский неожиданно приободрился и указал на ошибку. Экзамен не был засчитан, т.к. Жуковский требовал безошибочного ответа. Для студентов было счастьем, если экзамены сдавались со второго раза. Этот эпизод вспоминал А.Д. Даев тогда, когда требовалось утешить студентов, которым не удавалось сдать экзамен с первого раза.

Нельзя не отметить такой любопытный факт, что и в тяжелые годы войны, и в первое послевоенное время в учительском институте активно велась научно-исследовательская работа. Существенную финансовую поддержку оказывало государство. Только в 1944-1945 учебном году в Елецком учительском институте на научные командировки для работы над диссертациями и организацию процедуры защиты было выделено 12 тыс. рублей. Такое внимательное отношение к науке не замедлило сказаться и на результатах. Одна за другой в институте защищаются кандидатские и докторские диссертации, среди них работы, выполненные преподавателями физико-математического отделения: «Профессионально-педагогическая подготовка студентов Учительского института» Т.И.Поподько (1952г.), «Некоторые вопросы преподавания тригонометрии в школе» Н.Н.Шоластера (1953г.), «Исследование структуры аморфных окисей алюминия на основе общей теории рассеяния» Т.М.Середы ( 1954г.).

Окончание войны дало второе дыхание Елецкому учительскому институту, всем его факультетам и кафедрам. В 1946 г. произошли коренные изменения в структуре кафедры физики и математики, она разделилась на две самостоятельные кафедры.

В 1955 году на базе физико-математического факультета открылась новая специальность: физика и основы производства. Новое отделение вошло в историю как физико-технический факультет. Ведущей кафедрой в то время являлась кафедра физики. К 1955 году на кафедре было всего три преподавателя: Серафим Константинович Акепсимов, Тихон Максимович Середа, Лидия Георгиевна Горскова. Рождение нового отделения стимулировало развитие кафедры физики.

Во второй половине 1960-х гг. интерес к политехнизации постепенно ослабевает и ориентация факультета изменяется. Теперь здесь готовят учителей по двум специальностям: учитель математики и физики или учитель физики и математики. На этот период как раз приходится начало расцвета педагогической деятельности блестящего математика Владимира Федоровичаь Гузняева, который возглавил кафедру математики.

Откликаясь на новые социальные потребности в учителях информатики и естествознания, в 1987 г. на факультете открываются новые специальности: математика и информатика, математика и естествознание.

В 1998 году на базе физико-математического факультета образован инженерно-физический факультет. На инженерно-физическом факультете осуществлялась подготовка по двум специальностям: физика с дополнительной специальностью сервис, сервис.

Институт математики, естествознания и техники образовался 15 сентября 2014 путем слияния физико-математического и инженерно-физического факультетов. И на сегодня в состав института входят четыре кафедры (более 80 преподавателей и сотрудников) и три отделения: физико-математическое, инженерно-физическое и отделение естествознания, на которых обучается более 800 студентов. В институте работают более 100 преподавателей, из них: 12 докторов наук, 40 кандидатов наук.

Фото 2. Здание физико-математического факультета Елецкого учительского института
Фото 3. Актовый зал Елецкого учительского института

3. В 2019 году исполнится 10 лет со дня организации Липецкого отделения Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ. В первые дни октября 2009 года все внимание научной и педагогической общественности Липецкой области было сосредоточено на важном для области событии, которое нашло положительный эмоциональный отклик у всех неравнодушных к состоянию российского образования в целом и к проблемам математического образования в частности. В городе, где культурное и художественное наследие представлено целой плеядой великих имен, таких как Михаил Пришвин, Иван Бунин, Тихон Хренников, Николай Жуков, Василий Розанов и др., наконец возродилась традиция создания научных советов, состоящих из видных ученых-математиков. Работой Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ руководили и руководят крупные ученые, имеющие большой опыт педагогической деятельности: член-корреспондент АН СССР В.В. Соколовский, академики Б.В. Гнеденко, А.Н.Колмогоров, А.Н.Тихонов, С.В.Емельянов, Л.Д. Кудрявцев, С.М. Никольский и др. Создание регионального отделения Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ стало новым этапом в развитии математического образования на региональном уровне. Ученые-математики Липецкого края с жизненно активной позицией примкнули к великому научному сообществу России. 29 сентября 2009 года в Российском университете дружбы народов на заседании НМС по математике при Министерстве образования и науки РФ принято решение об открытии на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина его Липецкого регионального отделения. В состав отделения НМС вошли ведущие ученые и педагоги области, а так же Заслуженные учителя РФ. Были определены первоочередные задачи отделения, направленные на совершенствование содержания математического образования и организацию учебного процесса, методов и средств обучения математике в системе непрерывного многоуровнего образования в регионе. Важная роль в деятельности отделения отводится содействию развития и проведения математических исследований в высших учебных заведениях.

Фото 4. Выездное заседание НМС по математике на базе ЕГУ им. И.А. Бунина (бюро НМС по математике: доц. Кузнецова Т.А., проф. Гусев В.А., Проф. Розанова С.А.)
Фото 5. Выездное заседание НМС по математике на базе ЕГУ им. И.А. Бунина
Следует заметить, что при содействии НМС по математике и его Липецкого регионального отделения научная деятельность в области активизировалась. Члены совета принимают самое активное участие в изучении и обобщении опыта учебной и научно-методической работы по преподаванию математики в России и за Рубежом, изучают и обобщают передовые методики и вносят предложения о дальнейшем совершенствовании методов преподавания математики, разрабатывают рекомендации по совершенствованию содержания, форм и методов, а также методического обеспечения учебного процесса системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и общего образования, регулярно принимают участие в заседаниях НМС по актуальным проблемам математического образования. Эффективная работа Липецкого отделения, возглавляемая д.п.н., профессором С.В. Щербатых и осуществляемая при поддержке ректората ЕГУ им. И.А. Бунина и НМС по математике оказывает влияние на дальнейшее развитие математики и математического образования, способствуя социокультурному и экономическому развитию России.

Фото 6. Участники Всероссийского конкурса «Лучшее учебное издание по математике», проводимого под эгидой НМС по математике МОиН РФ в ЕГУ им. И.А. Бунина
Фото 7. Профессор А.Г. Мордкович и ректор ЕГУ им. И.А. Бунина, профессор Е.Н. Герасимова на семинаре «Современный учебно-методический комплекс по алгебре»